В Саратовской
областной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему:
«О состоянии и перспективах развития системы дополнительного
образования детей в Саратовской области».
В
мероприятии под председательством зампреда облдумы, председателя комитета
по социальной политике Татьяны Ерохиной приняли участие депутаты облдумы,
Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Юлия Ерофеева,
руководители организаций дополнительного образования детей, представители
облправительства, администрации г.Саратова, профсоюзных и общественных
организаций.
Делегацию
от Базарно-Карабулакского района представили: исполняющий обязанности
начальника управления образования Козленкова Е.И., директор Дома детского
творчества Чибисова Т.В., директор Детской школы искусств Фоменко О.В.
Открывая
заседание, Татьяна Ерохина отметила, что в 2013 году система
дополнительного образования детей отметила свое 95-летие, что послужило еще
одним поводом обратиться к перспективам ее развития. «Проблемы
и развитие допобразования детей не должны оставаться без внимания.
Указами Президента Российской Федерации поставлены 2 основные задачи
в сфере дополнительного образования детей. Первая – это увеличение охвата
детей дополнительным образованием до 75% к 2020 году. Вторая
задача касается увеличения размера заработной платы педагогических работников
данных организаций. Для реализации этих целей Межведомственным советом
по дополнительному образованию и воспитанию детей будут разработаны
Концепция дополнительного образования и Стратегия развития воспитания
детей в РФ, предполагающих серьезные изменения в данной сфере»,
– подчеркнула Татьяна Петровна.
Далее
участники мероприятия сообщили о сложившейся в регионе ситуации
в системе допобразования. По словам министра образования Саратовской
области Марины Епифановой, на территории области располагается
100 учреждений данного типа, на базе которых действует более четырех
тысяч учебных объединений. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет
составляет 63% от
их общей численности.
Дополнительное образование представлено различными направлениями, треть
из которых – художественное творчество. Марина Анатольевна особо
подчеркнула, что в рамках принятой в регионе «дорожной карты»
заработная плата специалистов в этой сфере выросла в два
с половиной раза, благодаря чему удалось привлечь большое количество
молодых педагогов в возрасте до 30 лет. Министр обратила
внимание присутствующихи на проблемы в отрасли. «Ни для кого
не секрет, что в учреждениях допобразования материальная база
оставляет желать лучшего. Все, на чем работают эти объединения
в настоящее время – это заслуга педагогов и руководителей,
их плодотворное сотрудничество с партнерами и родительской
общественностью. Надеюсь, что федеральные проекты, программы и конкурсы
коснутся учреждений допобразования именно в части улучшения
неудовлетворительной материальной базы. Кроме того, нас беспокоит малое
количество объединений технической и экологической направленности,
а также отсутствие системы подготовки квалифицированных преподавателей», –
сказала М. Епифанова.
Заведующая
кафедрой педагогики Саратовского института повышения квалификации
и переподготовки работников образования Наталья Чанилова подтвердила, что
в системе допобразования действительно много специалистов с непедагогическим
образованием: «Большинство людей, которые пришли преподавать – это любители.
Для них в нашем институте открыты курсы повышения квалификации,
пользующиеся большим спросом. В 2013 году в соответствии
с «дорожной картой» у нас была лицензирована новая программа «Менеджмент
в образовании», по которой уже обучается первая группа».
В свою
очередь, министр культуры Саратовской области Светлана Краснощекова сообщила,
что в регионе работает 98 муниципальных учреждений дополнительного
образования детей системы министерства культуры, в которых обучается свыше
28 тысяч учащихся от 7 до 17 лет. Главной задачей
в настоящее время является сохранение уникальной трехуровневой модели
подготовки творческих кадров «детская школа искусств-училище-вуз»,
действующей только в России. Для этого большое внимание уделяется
повышению квалификации педагогических работников музыкальных, художественных
школ и школ искусств, особое место отводится развитию молодых талантов.
По словам Светланы Владимировны, несмотря на реорганизацию ряда
детских учреждений дополнительного образования, удается поддерживать работу
19 музыкальных школ в районах области. «Конечно же,
в отрасли существует ряд проблем, среди которых – вопрос лицензирования
учебных заведений. Большинство школ также нуждаются в приобретении
музыкальных инструментов, сценических костюмов и оборудования для
хореографических классов», – сообщила С. Краснощекова.
Отвечая
на вопрос Аллы Лосиной о доступности образования в музыкальных
школах области, министр культуры отметила, что платы за обучение нет,
существуют только благотворительные взносы на развитие образовательного
учреждения, которые не являются обязательными.
В некоторых
секциях и кружках оплата вообще отсутствует. «Каждый год, когда
мы принимаем детей, то составляем социальный паспорт. К нам ходят
дети и из семейс неблагополучным
экономическим положением, поэтому занятия у нас абсолютно бесплатные.
Спортивным оборудованием мы обеспечиваем их сами, даже призы
за победу в конкурсах мы дарим в виде комплектов снаряжения»,
– подчеркнула присутствующим директор Станции юных туристов г. Саратова
Валентина Фешина.
В завершение заседания Татьяна Ерохина поблагодарила присутствующих
за эффективное и заинтересованное обсуждение и подчеркнула, что
система дополнительного образования детей в Саратовской области доказывает
свою необходимость и жизнеспособность, является социально востребованной.
Организации допобразования области в основном ориентированы
на потребности разных групп детей, вариативность предлагаемых
образовательных программ. «Вместе с тем существующая система
дополнительного образования нуждается в своем постоянном развитии.
Необходимо сделать ее интересной для детей, современной
по содержанию, активизировать деятельность по ее нормативно-правовому обеспечению. Особое внимание следует уделить
совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, способных работать
в новых условиях по современным программам. Для решения этих проблем
необходимо привлечь все заинтересованные стороны», – подвела итоги обсуждения
Татьяна Петровна. |